Коренное различие

02.06.2016

Можно было бы дополнить модель, указав и на другие очень существенные родовые особенности человека. Но для наших целей этого достаточно. Перечисленные слагаемые в той или иной мере, особенно в абстрактной постановке, признаются представителями многих направлений буржуазной общественной мысли - философами, социологами, психологами, антропологами и т. п. Например, А. Тойнби указывает на такие общечеловеческие свойства, как способность создавать орудия производства, различать добро и зло, способность к коммуникации. Но реалистический подход у Тойнби сочетается с идеалистическим. Органическим и обязательным для выживания свойством человека он считает его способность создавать религии и верить в бога.

Коренное различие между взглядами на указанную модель буржуазных теоретиков и марксистов начинается тогда, когда речь заходит о содержании, сущности каждого ее элемента или по крайней мере о его месте в жизни человека, общества или человечества в целом. Марксизм не отрицает, к примеру, важнейшую, фундаментальную роль биологических свойств человека или его психологии в жизни общества. Но он против социал-дарвинистского и фрейдистского подходов, переоценивающих значение этих начал, якобы везде и всюду задающих направление деятельности, поведению и мыслям человека.

Главная идея марксизма в отношении человека состоит в том, что его сущность понимается как совокупность общественных отношений. Именно они как исходный фактор определяют органическое взаимодействие и особенности всех тех качеств, которые выделены нами как составные элементы модели. Биологическая природа человека не порождается этими отношениями, но отношения биологического и сознательного, социального определяются прежде всего ими.












































Ленты новостей

Адрес: г. Уфа, ул. Цюрупы, 13 (7 этаж); тел. 272-74-53, secretar@gctrb.ru